'Идет речь не о том, чтоб кто-то одолел в данной войне'

- Власти США в осеннюю пору составили рейтинг глобальных угроз: лихорадка Эбола, российская злость на Украине, терроризм в лице «Исламского государства». А какой у вас рейтинг глобальных угроз по итогам этого года?

- Лихорадка Эбола, непременно, является опасностью, как и «Исламское государство» (ИГ). При этом еще пока эти опасности развиваются в определенных географических границах, но обе они угрожают выйти далековато за их пределы, ежели не будут приняты нужные меры. В случае с Эболой - меры превентивно-медицинского нрава, обеспечение санитарных критерий, а в случае с ИГ - меры, нацеленные на локализацию боевиков и недопущение захвата ими новейших территорий. В конечном счете нужно ликвидировать их господство на значимых местах Ирака, Сирии, они уже возникли и в Ливии. Есть данные, что их эмиссары замечены на севере Афганистана, другими словами совершенно близко к Центральной Азии и, следовательно, к границам России. Это для меня разумеется.

Но кроме этих физических угроз, которые подвергают риску людские жизни, есть угроза геополитическая, сплетенная с чрезвычайно легким отношением к интернациональному праву, попытками действовать не на базе заложенных в Уставе ООН принципов коллективной сохранности, в центре которых стоят СБ ООН и закрепленные в его компетенции механизмы, а методом навязывания всем и вся собственных односторонних взглядов по принципу «что желаю, то и буду делать, и кто согласен, тот получит поощрение, а кто не согласен - будет подвергнут разным мерам принуждения».

Это серьезнейшая угроза миропорядку, попытка сохранить доминирующие позиции исторического Запада - в данном случае во главе с США - в мировой системе.

Естественно, опасности просматриваются и на целом ряде остальных направлений интернациональной политики.

- Наружная политика РФ по идее обязана способствовать развитию экономики страны. Не выходит ли так, что в этом году российская наружная политика на украинском направлении стала одной из обстоятельств резкого спада в экономике?

- На данную тему уже высказывался президент РФ Владимир Путин, перечисливший причины, действующие на сегодняшнее финансово-экономическое положение страны. Непременно, находится определенная толика действия на нашу экономику в итоге незаконных односторонних рестриктивных мер. Но это далековато не основное.

Главные задачки по преодолению сегодняшних явлений в наших экономической и денежной системах были сформулированы президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию и на его следующих встречах с правительством. Исхожу из того, что Министерство иностранных дел, рассматривающее экономическую дипломатию в качестве 1-го из ценностей в согласовании с Концепцией наружной политики, утвержденной президентом РФ, должно создавать, во-1-х, подходящий политический климат в отношениях с забугорными партнерами для развития торгово-экономического, вкладывательного сотрудничества.

Во-2-х, МИД должен смотреть за выполнением интернациональных обязанностей в сфере торговли, экономики и связанных с сиим областях как нашими партнерами, так и нами самими. Ежели глядеть на международно-правовую составляющую, то в нашей работе через российских послов за рубежом и центральный аппарат министерства, работая с дипломатическим корпусом в Москве, добиваемся того, чтоб наши экономические операторы не дискриминировались на рынках соответственных государств, чтоб их права соблюдались. Это - значимая часть внешнеполитической деятельности.

К огорчению, далековато не постоянно происходит так, как обязано быть по обязанностям, взятым на себя нами и нашими партнерами. На данный момент то, что мы лицезреем в связи с односторонними рестрикциями, введенными США, Евросоюзом и некими иными странами, однозначно нарушает международные нормы (в том числе в целом ряде всевозможных случаев нормы ВТО) и продекларированные концептуальные подходы западных коллег к развитию интернационального экономического сотрудничества - уважение рыночных принципов, добросовестная конкурентнсть и т. д.

- По-вашему, в чем смысл западных санкций?

- Что касается несоблюдения экономических постулатов рыночной экономики, то все так именуемые санкции в значимой степени нацелены на то, чтоб подорвать соперников.

Относительно политической составляющей этих санкций скажу, что до этого времени, когда принимались меры принудительного нрава, сначала по полосы Совбеза ООН (так как все другое нелегитимно), наши западные партнеры были в первых рядах тех, кто призывал нацеливать санкции непосредственно на управляющих не выполняющих решения ООН стран и делать все, чтоб избегать какого-нибудь негативного побочного эффекта на население. В случае с Россией избрана диаметрально противоположная логика. На публике заявляется, что санкции нацелены на то, чтоб нанести неприемлемый вред российской экономике, чтоб люд ощутил, как плохо ему живется под сиим режимом.

Тут очевидна абсолютная ангажированность, и скрыть ее не удается. Думаю, что все наши граждане отлично соображают, в которой период мы на данный момент живем и какие цели ставят впереди себя те, кто выступает за наращивание давления на Российскую Федерацию.

- Каковой ваш прогноз по санкциям на последующий год?

- Мы не делаем прогнозов - это их неувязка. В ответе на ваш 1-ый вопросец я уже произнес, что мы увлечены собственной экономикой. Будем твердо добиваться, чтоб международные обязательства наших партнеров не нарушались, а они их уже нарушают. В нужных вариантах мы будем решать надлежащие юридические деяния.

- В Конгрессе США не так давно был принят закон «О поддержке свободы на Украине», его подписал и президент США. В документе кроме остального говорится о способности введения новейших санкций в отношении РФ. Москва обещала принять ответные меры. О чем речь?

- Мы уже произнесли, что будем глядеть, как этот закон реализуется в жизнь. Он во многом порученческий, дающий президенту США право сделать что-то либо не делать чего-то. Поглядим, как это будет смотреться на практике.

- Вы не один раз употребляли определения «партия мира» и «партия войны» по отношению к деятелям в Киеве. А каких украинских деятелей вы причисляете к сиим «партиям»? «Партия мира» - это президент Порошенко, а «партия войны» - премьер Яценюк и секретарь СНБО Турчинов?

- О том, кто чего же желает в рядах сегодняшнего украинского управления, можно судить по их заявлениям. Хотя чрезвычайно нередко они делают похожие заявления.

- К примеру, по вопросцу о сближении с НАТО.

- Да, к примеру, по НАТО, объясняя это тем, что общество «заведено» и нужно отвечать его ожиданиям. Но эти ожидания создаются во многом украинским управлением, которое, начиная с муниципального переворота и продолжая следующими событиями, нагнетало русофобские настроения, на самом деле, объявило войну всему русскому - культуре, языку, традициям, истории, в том числе российской истории на местности Украины, истории 2-ой мировой войны.

Но есть, естественно, вещи, которые мы отделяем от риторики. Для нас основное - не слова, а дела. Что касается дел - мы ощущаем приверженность президента Украины Петра Порошенко минским договоренностям, его желание достигнуть их выполнения, что было доказано 22 декабря во время телефонной конференции с ролью президентов России, Украины, Франции и канцлера Германии.

- Какими для вас видятся перспективы минского процесса?

- Процесс сложный, так как договоренности рамочные - их предстоит переводить на язык практических действий. Это уже делается, и надеюсь, процесс близится к завершению в том, что касается конечной полосы разграничения. Уже начинается отвод томных вооружений, идет работа «на земле» конкретно меж украинскими военными и представителями ополчения при помощи российских офицеров, которые были ориентированы для роли в ней по личному приглашению украинского президента Петра Порошенко. Надеюсь, что уже в наиблежайшие дни это поможет продвигаться скорее, чем до этого времени. По последней мере все фиксируют резкое понижение инцидентов, не стали гибнуть люди. Есть единичные случаи жертв, но это небо и земля по сопоставлению с тем, что было.

Надеюсь, что очередной раунд минских встреч, который начался 24 декабря, даст итог как в плане консолидации данной нам части минских договоренностей, так и в достижении осознания и практических шагов по обмену заложниками «всех на всех». Мы издавна за это выступаем. Очень принципиально согласовать списки. В данной для нас работе мы готовы помогать, все, что от нас может зависеть, мы создадим. Естественно, договариваться должны впрямую представители киевских властей и ополченцев.

Чрезвычайно надеюсь, что на минских переговорах будут сняты трудности, которые создаются на пути доставки гуманитарной помощи, при этом уже не столько российской. Наша помощь на данный момент проходит беспрепятственно - ее осматривают украинские пограничники и таможенники, которые работают на российских КПП, при всем этом находятся представители ОБСЕ. В распределении российской помощи помогают представители Интернационального комитета Красноватого Креста. Задачи на данный момент появляются при помощи, которую украинское правительство направляет на местности провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. На днях интернациональная неправительственная организация «Международная амнистия» наряду со почти всеми иными сделала заявление, в каком выразила крайнюю обеспокоенность препятствиями, которые чинят батальоны «Айдар», «Днепр» доставке помощи украинского правительства и неправительственных фондов (к примеру, благотворительного фонда Рената Ахметова) на юго-восток Украины. Это высвечивает еще часть заморочек, а конкретно наличие на местности, где соприкасаются стороны, на контролируемой украинскими силовиками стороне, не подчиняющихся центральным властям батальонов, финансируемых и сделанных олигархами Игорем Коломойским и кем-то там еще.

- Это и есть та «партия войны»?

- Во всяком случае, это ее значимая часть. Я на данный момент не буду объявлять запись в «партию мира» либо «партию войны» - эти понятия довольно условные. Основное, чтоб сами украинские руководители соображали и понимали ответственность за судьбу страны. Ежели некие из их утверждают (как в свое время было изготовлено на Балканах), что они отвоюют эти местности и подавят народное недовольство силой, то я думаю, что они ведут свою страну к очередной катастрофе.

Идет речь не о том, чтоб кто-то одолел в данной нам войне. Речь о том, чтоб украинский люд сумел договориться на открытой базе, которая подразумевает роль всех регионов и всех государственных групп (там ведь не только лишь российские, но есть и венгры, румыны, болгары), чтоб с ролью всех политических сил согласовал реформу собственной конституции, которая дозволила бы им всем жить в одном государстве при взаимном уважении языков, традиций, культуры; чтоб любой из этих регионов мог избирать собственных управляющих, а не получать наместника из Киева, избирать свои законодательные собрания. Не считая того, нужно наличие договоренности о том, как будут решаться денежные вопросцы исходя из убеждений распределения налогов меж регионами.

На данный момент на Украине все идет в Киев, а оттуда уже всем выделяется то, что им положено. Таковая реформа назрела не лишь поэтому, что есть провозглашенные ДНР и ЛНР. В остальных частях Украины ситуация, быть может, не таковая суровая с гуманитарной точки зрения, но тоже чрезвычайно напряженная.

- В ближайшее время вы сделали несколько противоречивых заявлений. В недавнем интервью «Франс 24» вы произнесли, что Россия «не дает федерализацию либо автономию» для Донецкой и Луганской областей. Но в конце марта вы говорили, что политические силы на Украине должны «договариваться о федерации».

- Я постоянно говорил одно и то же. В интервью «Франс 24» я произнес, что мы совсем не навязываем Украине некий определенный термин - будет ли это называться федерацией, децентрализацией, в британском языке еще есть масса синонимов. Госсекретарь США Джон Керри в один прекрасный момент мне произнес, что им нужна децентрализация либо, как он еще выразился, devolution, что приблизительно значит «спуск возможностей вниз».

Нам все равно. Помните, как в анекдоте про такси: основное - чтоб машинка ехала, а не шашечки. Вот чтоб машинка ехала, нужно садиться и договариваться о том, как будут устроены вопросцы языка, культуры, истории, как будут распределяться налоги, избираться руководители регионов, какие у их будут дела с центром, в конце концов, какие празднички отмечать. Я уже говорил, что нереально для себя представить, чтоб на юго-востоке Украины отмечали дни рождения Шухевича и Бандеры. Так же как сейчас мы уже осознаем, что на западе Украины 9 мая разглядывают совершенно не в тех исторических красках, к которым привыкли мы и подавляющее большая часть обитателей юго-востока Украины.

Это чрезвычайно непростая конструкция. Пробы «замести» базисные вещи «под ковер» и отделаться созданием какого-то келейного комитета в Верховной раде (как подразумевает коалиционное соглашение), в каком разные группы влияния, олигархи и политики будут согласовывать какие-то устраивающие их характеристики конституционного устройства, только загонят делему вглубь. Нужна открытая, транспарентная, инклюзивная - как было записано еще в апреле в Женевском заявлении - конституционная реформа с ролью всех регионов и политических сил.

- В конце октября вы произнесли, что Россия, «конечно, признает» результаты выборов 2 ноября в Донецкой и Луганской областях. Но в итоге власти РФ заявили только о «уважении» итогов выборов. Как так вышло, поменялась позиция? И почему не было размещено доп приложение к Минскому меморандуму? Как понятно, в их говорилось о размежевании, также о том, когда должны проводиться выборы.

- Пробы отыскать противоречия в наших заявлениях сродни тому, о чем мы говорили - про федерализацию либо децентрализацию.

1 сентября, когда представители ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий приехали в Минск, где начались переговоры, они выступили с совместной переговорной позицией. Это открытый документ, и с ним можно ознакомиться. Он подписан членами обеих делегаций провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Кроме остального в нем практически перечисляются почти все вещи, которые в итоге отражены в Минском протоколе. Посреди остального там записано, что выборы в ДНР и ЛНР, которые обеспечат проведение вольных выборов органов народного самоуправления, дозволят перейти к работе по восстановлению экономического, гуманитарного и политического места всей Украины. Естественно, мы поддержали Минский протокол и приложение к нему, где было сказано, что они проводят эти выборы до 3 ноября (там был указан период с 15 октября по 3 ноября) и это будет синхронизировано с законом Украины о самоуправлении данных территорий. Таковой закон был принят, но в нем почему-либо возникла дата 7 декабря. Это уже отдельная история.

Наш основной пафос заключался в том, что мы точно будем признавать выборы, которые дозволят сформировать органы народного самоуправления и перейти к диалогу с Киевом по восстановлению одного экономического, гуманитарного и политического места. Опосля этих выборов Александр Захарченко и Игорь Плотницкий подтвердили свою переговорную позицию. Мы ее активно поддерживаем. Но для того чтоб она материализовалась, чтоб не стали создаваться искусственные препятствия на пути восстановления всех этих пространств (экономического и политического в том числе), необходимо начать с ними говорить. Мы работаем над сиим и будем добиваться этого на минской встрече - наш представитель имеет надлежащие поручения. Таковым образом, что касается выборов в ДНР и ЛНР, мы, естественно, выразили уважение их результатов.

- Но почему все-же не было размещено допприложение? Ведь оно, по нашей инфы, было подписано украинской стороной, а именно советником президента Украины Русланом Демченко. Разве обнародование этих договоренностей не позволило бы снять с России обвинения в нарушении Минского протокола?

- Мы не собственники этих договоренностей. Для того чтоб что-то предавать огласке, необходимо согласие всех, кто их подписывал. Быть может, это не чрезвычайно уютно нашим украинским коллегам - я не знаю.

- Еврокомиссия планирует в последующем году провести донорскую конференцию по Украине. Собирается ли в ней участвовать Россия и выделять какие-то средства с учетом нашего непростого экономического положения?

- Мы уже поучаствовали в односторонних донорских конференциях: в протяжении крайних лет Украине было передано ориентировочно $33-34 миллиардов в виде субсидий и льгот. Потому я не думаю, что донорская конференция нас «догонит». Мы, напротив, стимулируем их (европейцев.- «Ъ») собраться поскорее.

Мы осознаем, есть правила, которые требуют, чтоб эта конференция начала работать лишь опосля получения доклада миссии МВФ. Эта миссия уехала, ничего опосля себя не оставив. На данный момент католическое Рождество. Не знаю, как они будут работать.

Президент Владимир Путин на встречах в Нормандии сначала июня и в Милане посреди октября делал особенный упор на том, что Украине необходимо помогать, что мы свою часть пути уже преодолели и ушли далековато от всех наших западных коллег, готовы также сделать что-то дополнительно. С того времени мы предприняли много доп шагов: договорились по скидке на газ, не стали настаивать на выплате первого трехмиллиардного транша, который был выдан еще правительству Виктора Януковича,- наши банки не настаивают, хотя уже имеют контрактное право на погашение каких-либо штрафных санкций со стороны их должников на Украине.

Мы уже много что сделали, на данный момент очередь за Западом, который, по-моему, еще не понял, что уже неприлично так затягивать с принятием решений, которые дозволят Украине относительно тихо пройти зиму. Ежели наши западные партнеры активнейшим образом поддержали то, что вышло на Украине в феврале - на самом деле дела, муниципальный переворот,- и уверяют нас в том, что нужно объединить усилия, то милости просим. Просто для того, чтоб Украина решила тяжелейшие экономические вопросцы, усилия пока прилагаем лишь мы.

Это дискуссируется впрямую, в том числе меж президентами Владимиром Путиным и Петром Порошенко. У нас чрезвычайно тесновато переплетены экономики, индустрия, постоянно было чрезвычайно плотным энергетическое взаимодействие. Возникающие в связи с сиим кризисом практические вопросцы дискуссируются и решаются президентами, но Запад пока не предпринял ничего, не считая каких-либо незначимых субсидий, грантов либо кредитов, а то и просто экспортных гарантий. Таковым образом, «мячик» на их стороне, и этот «мячик» большой.