- Власти США в осеннюю пору составили рейтинг глобальных угроз: лихорадка Эбола, российская злость на Украине, терроризм в лице «Исламского государства». А какой у вас рейтинг главных глобальных угроз по итогам этого года?
- Лихорадка Эбола, непременно, является опасностью, как и «Исламское государство» (ИГ). При этом еще пока эти опасности развиваются в определенных географических границах, но обе они угрожают выйти далековато за их пределы, ежели не будут приняты нужные меры. В случае с Эболой - меры превентивно-медицинского нрава, обеспечение санитарных критерий, а в случае с ИГ - меры, нацеленные на локализацию боевиков и недопущение захвата ими новейших территорий. В конечном счете нужно ликвидировать их господство на значимых местах Ирака, Сирии, они уже возникли и в Ливии. Есть данные, что их эмиссары замечены на севере Афганистана, другими словами совершенно близко к Центральной Азии и, следовательно, к границам России. Это для меня разумеется.
Но кроме этих физических угроз, которые подвергают риску людские жизни, есть угроза геополитическая, сплетенная с чрезвычайно легким отношением к интернациональному праву, попытками действовать не на базе заложенных в Уставе ООН принципов коллективной сохранности, в центре которых стоят СБ ООН и закрепленные в его компетенции механизмы, а методом навязывания всем и вся собственных односторонних взглядов по принципу «что желаю, то и буду делать, и кто согласен, тот получит поощрение, а кто не согласен - будет подвергнут разным мерам принуждения». Это серьезнейшая угроза миропорядку, попытка сохранить доминирующие позиции исторического Запада - в данном случае во главе с США - в мировой системе. Эти позиции уже не опираются на объективную действительность и вполне игнорируют наличие новейших возрастающих центров экономического развития, денежного влияния. С сиим приходит политическое влияние, которое обязано быть закреплено в договоренностях о том, как далее вести дела в современном многозначном и многополярном мире.
Естественно, опасности просматриваются и на целом ряде остальных направлений интернациональной политики. Это распространение орудия массового поражения, что впрямую соединено с разрастанием террористической активности, включая ИГ, «Джебхат ан-Нусра», «Аль-Каиду». По бессчетным показаниям, рассматривающимся на данный момент в соответственных интернациональных структурах, они уже пару раз получали доступ к ядам, которые по последствиям собственного внедрения могут равняться к хим оружию.
Это и колоссальная угроза наркопроизводства. Афганская наркоиндустрия бьет все рекорды! 2-ой год попорядку наблюдается небывалое повышение площадей под посевы опийного мака и рекордный рост производства опиатов, которые в значимой, ежели не в большей части идут через Центральную Азию и Россию в европейские страны. Чрезвычайно много данной нам гадости оседает по пути. Не напрасно наша Федеральная служба по контролю за наркотическими средствами бьет тревогу и увеличивает планку в том, что касается интернационального сотрудничества в борьбе с афганским героином и центральноамериканским кокаином.
Это и организованная преступность, которая вместе с наркотиками является источником финансирования терроризма. Никуда не уйти и от угроз, данных нам выше: стихийных бедствий, к которым добавляются техногенные катастрофы (другими словами сотворенные человеком). Продовольственная сохранность, изменение климата - можно долго перечислять.
- Ваш рейтинг будет пошире южноамериканского.
- Мы стараемся уходить от упрощенных схем и глядеть на ситуацию комплексно, так как мир глобализируется, взаимозависимость просачивается во все «поры» людского бытия и межгосударственного общения. Выдергивать ради политической конъюнктуры какую-то одну ситуацию и говорить, что это то, на чем на данный момент необходимо сосредоточиться в тактическом плане, может быть и будет подступать тем, кто так поступает. Но лишь всеобъятный подход ко всем без исключения измерениям сохранности - экономической, военно-политической, гуманитарной, экологической, продовольственной - может отдать нужный эффект.
- Наружная политика РФ по идее обязана способствовать развитию экономики страны. Не выходит ли так, что в этом году российская наружная политика на украинском направлении стала одной из обстоятельств резкого спада в экономике?
- На данную тему уже высказывался президент РФ Владимир Путин, перечисливший причины, действующие на сегодняшнее финансово-экономическое положение страны. Непременно, находится определенная толика действия на нашу экономику в итоге незаконных односторонних рестриктивных мер. Но это далековато не основное.
Главные задачки по преодолению сегодняшних явлений в наших экономической и денежной системах были сформулированы президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию и на его следующих встречах с правительством. Исхожу из того, что Министерство иностранных дел, рассматривающее экономическую дипломатию в качестве 1-го из ценностей в согласовании с Концепцией наружной политики, утвержденной президентом РФ, должно создавать, во-1-х, подходящий политический климат в отношениях с забугорными партнерами для развития торгово-экономического, вкладывательного сотрудничества.
Во-2-х, МИД должен смотреть за выполнением интернациональных обязанностей в сфере торговли, экономики и связанных с сиим областях как нашими партнерами, так и нами самими. Ежели глядеть на международно-правовую составляющую, то в нашей работе через российских послов за рубежом и центральный аппарат министерства, работая с дипломатическим корпусом в Москве, добиваемся того, чтоб наши экономические операторы не дискриминировались на рынках соответственных государств, чтоб их права соблюдались. Это - значимая часть внешнеполитической деятельности.
К огорчению, далековато не постоянно происходит так, как обязано быть по обязанностям, взятым на себя нами и нашими партнерами. На данный момент то, что мы лицезреем в связи с односторонними рестрикциями, введенными США, Евросоюзом и некими иными странами, однозначно нарушает международные нормы (в том числе в целом ряде всевозможных случаев нормы ВТО) и продекларированные концептуальные подходы западных коллег к развитию интернационального экономического сотрудничества - уважение рыночных принципов, добросовестная конкурентнсть и т. д.
- По-вашему, в чем смысл западных санкций?
- Что касается несоблюдения экономических постулатов рыночной экономики, то все так именуемые санкции в значимой степени нацелены на то, чтоб подорвать соперников.
Относительно политической составляющей этих санкций скажу, что до этого времени, когда принимались меры принудительного нрава, сначала по полосы Совбеза ООН (так как все другое нелегитимно), наши западные партнеры были в первых рядах тех, кто призывал нацеливать санкции непосредственно на управляющих не выполняющих решения ООН стран и делать все, чтоб избегать какого-нибудь негативного побочного эффекта на население. В случае с Россией избрана диаметрально противоположная логика. На публике заявляется, что санкции нацелены на то, чтоб нанести неприемлемый вред российской экономике, чтоб люд ощутил, как плохо ему живется под сиим режимом.
Тут очевидна абсолютная ангажированность, и скрыть ее не удается. Думаю, что все наши граждане отлично соображают, в которой период мы на данный момент живем и какие цели ставят впереди себя те, кто выступает за наращивание давления на Российскую Федерацию.
- Но, вводя санкции, США и ЕС объясняли, что они соединены с определенными действиями РФ.
- Поводы для наращивания этого давления избираются чрезвычайно нечистоплотно. Так, к примеру, в июле секторальные санкции, объявленные как более болезненные для российской экономики, были введены на волне истерики, поднятой опосля крушения малайзийского «Боинга». Тогда без суда и следствия, без какого-нибудь разбирательства и попыток выехать на место катастрофы, собрать обломки виновными были названы ополченцы, хотя они беспрекословно дали голландским профессионалам отысканные ими «черные ящики» в полной неприкосновенности. Естественно, была обвинена Россия. На данный момент, когда катастрофа с малайзийским «Боингом» всеми замалчивается и мы, на самом деле, в одиночку призываем к тому, чтоб направить внимание на то, что следствие совсем необоснованно затянулось, наши западные партнеры молчат либо в лучшем случае молвят, что нужен еще приблизительно год.
Как скооперировано следствие - отдельный разговор. Нарушаются все нормы ИКАО, украинские службы сохранности впрямую вовлечены в проводимые мероприятия. Страна, на чьей местности произошла трагедия, может участвовать, но не заказывать музыку, как на данный момент происходит. Нечестно и нечистоплотно применять трагедию для заслуги собственной геополитической цели. Не будем забывать, что почти все европейские страны были чрезвычайно сдержанны в отношении даже первой волны санкций. Но уже никто не делает секрета из того, что конкретно америкосы принудили весь Евросоюз подчиниться своим требованиям, о чем прямо, не стесняясь, говорил (вице-президент США.- «Ъ») Джозеф Байден, выступая несколько месяцев назад в одном из американских институтов.
Ежели говорить о логике наращивания на нас давления, то, как вы помните, сентябрьский пакет санкций был принят через некоторое количество дней опосля подписания в Минске договоренностей, которые всеми приветствовались. На данный момент эти договоренности являются чуток ли не катехизисом - все призывают к их выполнению. Мы полностью твердо будем добиваться конкретно этого. Но повторю, сентябрьская волна санкций была введена «в награду» за роль России в согласовании минских договоренностей и вообщем в организации минской встречи, которая во многом свершилась благодаря роли президента Владимира Путина и Российской Федерации.
- Каковой ваш прогноз по санкциям на последующий год? Они останутся?
- Мы не делаем прогнозов - это их неувязка. В ответе на ваш 1-ый вопросец я уже произнес, что мы увлечены собственной экономикой. Будем твердо добиваться, чтоб международные обязательства наших партнеров не нарушались, а они их уже нарушают. В нужных вариантах мы будем решать надлежащие юридические деяния.
Кроме международно-правового нюанса в том, что касается экономической дипломатии, у нас еще есть 2-ой, политический нюанс - расширение круга партнеров, которые готовы вести с нами дела на равных, без диктата, на базе поиска баланса интересов, в том числе в торговле и экономике. Этот круг партнеров не сужается. Мы чрезвычайно издавна увлечены диверсификацией наших торгово-экономических отношений. Россия постоянно была заинтересована в углублении стратегического партнерства с ЕС, развитии еще пока довольно слабеньких экономических связей с США и иными западными странами.
Но мы уже много лет увлечены расширением наших контактов на Востоке, Юге, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Латинской Америке, Африке. Изготовлено много. Политические рамки для таковых многообещающих отношений значительно помогают нашим экономическим операторам. Визиты российского президента на разные континенты, прием в Москве представителей стран Азии, Африки, Латинской Америки значительно продвинули наши практические связи вперед. Согласованы и к обоюдной выгоде всех сторон довольно удачно осуществляются почти все большие вкладывательные проекты.
Сначала я убежден в необходимости опоры на собственные силы - чтоб мы свою экономическую, продовольственную, технологическую и, естественно, военную сохранность обеспечивали сами. Не считая того, опора на очень огромное число надежных, добросовестных партнеров, готовых к равноправному взаимодействию,- ключ к преодолению сложностей, которые искусственно пробуют нам сделать западные коллеги.
- В Конгрессе США не так давно был принят закон «О поддержке свободы на Украине», его подписал и президент США. В документе кроме остального говорится о способности введения новейших санкций в отношении РФ. Москва обещала принять ответные меры. О чем речь?
- Мы уже произнесли, что будем глядеть, как этот закон реализуется в жизнь. Он во многом порученческий, дающий президенту США право сделать что-то либо не делать чего-то. Поглядим, как это будет смотреться на практике.
- Вы не один раз употребляли определения «партия мира» и «партия войны» по отношению к деятелям в Киеве. А каких украинских деятелей вы причисляете к сиим «партиям»? «Партия мира» - это президент Порошенко, а «партия войны» - премьер Яценюк и секретарь СНБО Турчинов?
- О том, кто чего же желает в рядах сегодняшнего украинского управления, можно судить по их заявлениям. Хотя чрезвычайно нередко они делают похожие заявления.
- К примеру, по вопросцу о сближении с НАТО.
- Да, к примеру, по НАТО, объясняя это тем, что общество «заведено» и нужно отвечать его ожиданиям. Но эти ожидания создаются во многом украинским управлением, которое, начиная с муниципального переворота и продолжая следующими событиями, нагнетало русофобские настроения, на самом деле, объявило войну всему русскому - культуре, языку, традициям, истории, в том числе российской истории на местности Украины, истории 2-ой мировой войны.
Но есть, естественно, вещи, которые мы отделяем от риторики. Для нас основное - не слова, а дела. Что касается дел - мы ощущаем приверженность президента Украины Петра Порошенко минским договоренностям, его желание достигнуть их выполнения, что было доказано 22 декабря во время телефонной конференции с ролью президентов России, Украины, Франции и канцлера Германии.
- Какими для вас видятся перспективы минского процесса?
- Процесс сложный, так как договоренности рамочные - их предстоит переводить на язык практических действий. Это уже делается, и надеюсь, процесс близится к завершению в том, что касается конечной полосы разграничения. Уже начинается отвод томных вооружений, идет работа «на земле» конкретно меж украинскими военными и представителями ополчения при помощи российских офицеров, которые были ориентированы для роли в ней по личному приглашению украинского президента Петра Порошенко. Надеюсь, что уже в наиблежайшие дни это поможет продвигаться скорее, чем до этого времени. По последней мере все фиксируют резкое понижение инцидентов, закончили гибнуть люди. Есть единичные случаи жертв, но это небо и земля по сопоставлению с тем, что было.
Надеюсь, что очередной раунд минских встреч, который начался 24 декабря, даст итог как в плане консолидации данной нам части минских договоренностей, так и в достижении осознания и практических шагов по обмену заложниками «всех на всех». Мы издавна за это выступаем. Очень принципиально согласовать списки. В данной нам работе мы готовы помогать, все, что от нас может зависеть, мы создадим. Естественно, договариваться должны впрямую представители киевских властей и ополченцев.
Чрезвычайно надеюсь, что на минских переговорах будут сняты задачи, которые создаются на пути доставки гуманитарной помощи, при этом уже не столько российской. Наша помощь на данный момент проходит беспрепятственно - ее осматривают украинские пограничники и таможенники, которые работают на российских КПП, при всем этом находятся представители ОБСЕ. В распределении российской помощи помогают представители Интернационального комитета Красноватого Креста. Задачи на данный момент появляются при помощи, которую украинское правительство направляет на местности провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. На днях интернациональная неправительственная организация «Международная амнистия», наряду со почти всеми иными, сделала заявление, в каком выразила крайнюю обеспокоенность препятствиями, которые чинят батальоны «Айдар», «Днепр» доставке помощи украинского правительства и неправительственных фондов (к примеру, благотворительного фонда Рената Ахметова) на юго-восток Украины.
Это высвечивает еще часть заморочек, а конкретно наличие на местности, где соприкасаются стороны, на контролируемой украинскими силовиками стороне, не подчиняющихся центральным властям батальонов, финансируемых и сделанных олигархами Игорем Коломойским и кем-то там еще.
- Это и есть та «партия войны»?
- Во всяком случае, это ее значимая часть. Я на данный момент не буду объявлять запись в «партию мира» либо «партию войны» - эти понятия довольно условные. Основное, чтоб сами украинские руководители соображали и понимали ответственность за судьбу страны. Ежели некие из их утверждают (как в свое время было изготовлено на Балканах), что они отвоюют эти местности и подавят народное недовольство силой, то я думаю, что они ведут свою страну к очередной катастрофе.
Идет речь не о том, чтоб кто-то одолел в данной нам войне. Речь о том, чтоб украинский люд сумел договориться на открытой базе, которая подразумевает роль всех регионов и всех государственных групп (там ведь не только лишь российские, но есть и венгры, румыны, болгары), чтоб с ролью всех политических сил согласовал реформу собственной конституции, которая дозволила бы им всем жить в одном государстве при взаимном уважении языков, традиций, культуры; чтоб любой из этих регионов мог избирать собственных управляющих, а не получать наместника из Киева, избирать свои законодательные собрания. Не считая того, нужно наличие договоренности о том, как будут решаться денежные вопросцы исходя из убеждений распределения налогов меж регионами.
На данный момент на Украине все идет в Киев, а оттуда уже всем выделяется то, что им положено. Таковая реформа назрела, не лишь поэтому, что есть провозглашенные ДНР и ЛНР. В остальных частях Украины ситуация, быть может, не таковая суровая с гуманитарной точки зрения, но тоже чрезвычайно напряженная.
- К примеру?
- Совершенно не так давно были случаи, когда представители партии «Свобода», «Правого сектора» пробовали отстранять от власти избранных ранее глав администраций либо законодательных собраний - таковой эпизод произошел не так давно в Виннице. Это тревожные звонки. На днях президент Порошенко освободил от обязательств 77 глав районных администраций по всем регионам Украины. Это также говорит о том, что ситуация ненормальная.
Пока не будет системно решена неувязка муниципального устройства Украины, они повсевременно будут натыкаться на те либо другие проявления данной нам неурегулированности конституционного устройства.
- В ближайшее время вы сделали несколько противоречивых заявлений. В недавнем интервью «Франс 24» вы произнесли, что Россия «не дает федерализацию либо автономию» для Донецкой и Луганской областей. Но в конце марта вы говорили, что политические силы на Украине должны «договариваться о федерации, в рамках которой у каждого региона будут широкие полномочия».
- Я постоянно говорил одно и то же. В интервью «Франс 24» я произнес, что мы совсем не навязываем Украине некий определенный термин - будет ли это называться федерацией, децентрализацией, в британском языке еще есть масса синонимов. Госсекретарь США Джон Керри в один прекрасный момент мне произнес, что им нужна децентрализация либо, как он еще выразился, devolution, что приблизительно значит «спуск возможностей вниз».
Нам все равно. Помните, как в анекдоте про такси: основное - чтоб машинка ехала, а не шашечки. Вот чтоб машинка ехала, нужно садиться и договариваться о том, как будут устроены вопросцы языка, культуры, истории, как будут распределяться налоги, избираться руководители регионов, какие у их будут дела с центром, в конце концов, какие празднички отмечать. Я уже говорил, что нереально для себя представить, чтоб на юго-востоке Украины отмечали дни рождения Шухевича и Бандеры. Так же как сейчас мы уже осознаем, что на западе Украины 9 мая разглядывают совершенно не в тех исторических красках, к которым привыкли мы и подавляющее большая часть обитателей юго-востока Украины.
Это чрезвычайно непростая конструкция. Пробы «замести» базисные вещи «под ковер» и отделаться созданием какого-то келейного комитета в Верховной раде (как подразумевает коалиционное соглашение), в каком разные группы влияния, олигархи и политики будут согласовывать какие-то устраивающие их характеристики конституционного устройства, только загонят делему вглубь. Нужна открытая, транспарентная, инклюзивная - как было записано еще в апреле в Женевском заявлении - конституционная реформа с ролью всех регионов и политических сил.
- В конце октября вы произнесли, что Россия, «конечно, признает» результаты выборов 2 ноября в Донецкой и Луганской областях. Но в итоге власти РФ заявили только о «уважении» итогов выборов. Как так вышло, поменялась позиция? И почему не было размещено доп приложение к Минскому меморандуму? Как понятно, в их говорилось о размежевании, также о том, когда должны проводиться выборы.
- Пробы отыскать противоречия в наших заявлениях сродни тому, о чем мы говорили про федерализацию либо децентрализацию.
1 сентября, когда представители ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий приехали в Минск, где начались переговоры, они выступили с совместной переговорной позицией. Это открытый документ, и с ним можно ознакомиться. Он подписан членами обеих делегаций провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Кроме остального в нем практически перечисляются почти все вещи, которые в итоге отражены в Минском протоколе. Посреди остального там записано, что выборы в ДНР и ЛНР, которые обеспечат проведение вольных выборов органов народного самоуправления, дозволят перейти к работе по восстановлению экономического, гуманитарного и политического места всей Украины. Естественно, мы поддержали Минский протокол и приложение к нему, где было сказано, что они проводят эти выборы до 3 ноября (там был указан период с 15 октября по 3 ноября) и это будет синхронизировано с законом Украины о самоуправлении данных территорий. Таковой закон был принят, но в нем почему-либо возникла дата 7 декабря. Это уже отдельная история.
Наш основной пафос заключался в том, что мы точно будем признавать выборы, которые дозволят сформировать органы народного самоуправления и перейти к диалогу с Киевом по восстановлению одного экономического, гуманитарного и политического пространств. Опосля этих выборов Александр Захарченко и Игорь Плотницкий подтвердили свою переговорную позицию. Мы ее активно поддерживаем. Но для того чтоб она материализовалась, чтоб закончили создаваться искусственные препятствия на пути восстановления всех этих пространств (экономического и политического в том числе), необходимо начать с ними говорить. Мы работаем над сиим и будем добиваться этого на минской встрече - наш представитель имеет надлежащие поручения. Таковым образом, что касается выборов в ДНР и ЛНР, мы, естественно, выразили уважение их результатов.
- Но почему все-же не было размещено доп приложение? Ведь оно, по нашей инфы, было подписано украинской стороной, а именно советником президента Украины Русланом Демченко. Разве обнародование этих договоренностей не позволило бы снять с России обвинения в нарушении Минского протокола?
- Мы не собственники этих договоренностей. Для того чтоб что-то предавать огласке, необходимо согласие всех, кто их подписывал. Быть может, это не чрезвычайно уютно нашим украинским коллегам - я не знаю.
- Еврокомиссия планирует в последующем году провести донорскую конференцию по Украине. Собирается ли в ней участвовать Россия и выделять какие-то средства с учетом нашего непростого экономического положения?
- Мы уже поучаствовали в односторонних донорских конференциях: в протяжении крайних лет Украине было передано ориентировочно $33-34 миллиардов в виде субсидий и льгот. Потому я не думаю, что донорская конференция нас «догонит». Мы, напротив, стимулируем их (европейцев.- «Ъ») собраться поскорее.
Мы осознаем, есть правила, которые требуют, чтоб эта конференция начала работать лишь опосля получения доклада миссии МВФ. Эта миссия уехала, ничего опосля себя не оставив. На данный момент католическое Рождество. Не знаю, как они будут работать.
Президент Владимир Путин на встречах в Нормандии сначала июня и в Милане посреди октября делал особенный упор на том, что Украине необходимо помогать, что мы свою часть пути уже преодолели и ушли далековато от всех наших западных коллег, готовы также сделать что-то дополнительно. С того времени мы предприняли много доп шагов: договорились по скидке на газ, не стали настаивать на выплате первого трехмиллиардного транша, который был выдан еще правительству Виктора Януковича,- наши банки не настаивают, хотя уже имеют контрактное право на погашение каких-либо штрафных санкций со стороны их должников на Украине.
Мы уже много что сделали, на данный момент очередь за Западом, который, по-моему, еще не понял, что уже неприлично так затягивать с принятием решений, которые дозволят Украине относительно тихо пройти зиму. Ежели наши западные партнеры активнейшим образом поддержали то, что вышло на Украине в феврале - на самом деле дела, муниципальный переворот,- и уверяют нас в том, что нужно объединить усилия, то милости просим. Просто для того, чтоб Украина решила тяжелейшие экономические вопросцы, усилия пока прилагаем лишь мы.
Это дискуссируется впрямую, в том числе меж президентами Владимиром Путиным и Петром Порошенко. У нас чрезвычайно тесновато переплетены экономики, индустрия, постоянно было чрезвычайно плотным энергетическое взаимодействие. Возникающие в связи с сиим кризисом практические вопросцы дискуссируются и решаются президентами, но Запад пока не предпринял ничего, не считая каких-либо незначимых субсидий, грантов либо кредитов, а то и просто экспортных гарантий. Таковым образом, «мячик» на их стороне, и этот «мячик» большой.
- Опосля резкого ослабления рубля президент Белоруссии Александр Лукашенко востребовал от собственного правительства перейти на валюту в расчетах с Россией. Ранее он именовал российскую политику по ограничению поставок с белорусских компаний «безмозглой». Так ли должен себя вести ближний союзник России в трудной для нее ситуации?
- Мы откровенно разговариваем вместе. Когда каждый открыто высказывает свою точку зрения, это тоже признак близкого союзничества. На пресс-конференции по итогам Высшего евразийского экономического совета президенты Белоруссии и России комментировали эту ситуацию.
Я тут не вижу ничего ужасного - нужно глядеть на сущность, которая заключается в том, что у нас сотворен чрезвычайно многообещающий альянс. Эта работа была проделана в рекордные сроки, ежели сравнить с аналогичной работой, которая почти все годы велась в Евросоюзе.
Евразийский экономический альянс прирастает новенькими членами: Армения, скоро присоединится Киргизия. Большой рынок в 170 млн человек и т. д. Достоинства очевидны. Естественно, будут шероховатости, на первых шагах это безизбежно, так как мы набираем опыт, действуем способом проб и ошибок. Пока заработают все практические механизмы, закрутятся, как положено, «шестеренки», наверное будут встречаться какие-то трудности. Но это не будет соединено с тем, что кто-то пробует искусственно тормозить интеграцию.
Там неограниченное количество договоров, и необходимо просто сделать практическую работу по претворению всего этого в жизнь. Я убежден, что мы будем равномерно решать в том числе денежные препядствия. О этом президенты тоже говорили. Это работа на наиболее отдаленную перспективу - ориентировочно на первую половину 2020-х годов.
Что все-таки касается Белоруссии и перехода в торговых расчетах на евро и баксы, то меж нашими странами значимый товарооборот с значимым положительным сальдо для России. Потому ежели его переводить на валюту, то получится, что Белоруссия обязана будет платить из собственных денежных резервов.
- Другими словами они больше растеряют, чем мы?
- Торговое сальдо в нашу пользу. Ежели торговлю переводить на евро и баксы, я не думаю, что это будет отлично, в том числе исходя из убеждений белорусской экономики. Не думаю, что эта схема будет непосредственно прорабатываться.
- Стало ли вам заявление президентов США и Кубы Барака Обамы и Рауля Кастро о намерении вернуть дипломатические дела с нежданностью?
- Мы не попросту ожидали этого, мы настаивали почти все десятилетия, так как всем было разумеется, что эта торгово-экономическая блокада со стороны США просто бессмысленна и контрпродуктивна не делает чести таковой стране, как США.
Дуться можно на всех и вся, но нужно как-то соизмерять свою определенную реакцию с тем, что находится, в прагматичном смысле, на кону. Было понятно давным-давно, что изоляция не мешает Кубе развивать дела с Евросоюзом и Канадой, не говоря уже о странах Латинской Америки, РФ, Китае. Каждый год на Генассамблее ООН в собственных выступлениях мы не попросту призывали к прекращению данной нам бессмысленной блокады, да и голосовали за подобающую резолюцию. Слава богу, что наконец-то в Вашингтоне это услышали. Это чрезвычайно положительный шаг. Потребовалось много времени, но тем более.
Чрезвычайно принципиально, что президент США Барак Обама, когда объявлял о данной договоренности, отыскал в для себя мужество огласить: его администрации стало понятно, что эта блокада ничего не принесла.
- Опосля 50 лет.
- Надеюсь, чтоб осознать бессмысленность подобного рода блокад в отношении остальных государств, будет нужно еще меньше времени - это будет в интересах США.
- Как быстро будет, по вашим прогнозам, продвигаться нормализация отношений 2-ух государств?
- Обольщаться не стоит, изготовлены лишь 1-ые шаги. Они довольно принципиальные в гуманитарном плане, но во многом символичны, так как основная часть торговых ограничений осталась. Ослабление запрета на поездки американцев на Кубу не касается туристов. Есть ряд остальных вещей, которые зависят не столько от президента США, сколько от Конгресса, в каком с 1 января 2015 года будет полное преобладание Республиканской партии. Как республиканцы отыщут в для себя силы и здравый смысл, чтоб оценить эту ситуацию не исходя из убеждений маленький группы антикастровски настроенных избирателей, а исходя из убеждений интересов США и развития всего южноамериканского региона, я не знаю.
- Нет ли опасений, что сейчас Куба будет «дрейфовать» в направлении от России?
- Думаю, нет. Крайний визит президента Владимира Путина в Гавану и недавнее заседание Межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству подтвердили - для нас это разумеется,- что наше стратегическое партнерство с Кубой незыблемо. Кубинцы, как и россияне, никогда не запамятывают тех, кто был с ними в тяжелую минутку, не будут свои коренные интересы в углублении стратегического партнерства подвергать каким-то рискам. Ежели желают дружить с Кубой остальные страны, то Куба и Россия постоянно этому открыты. Мы никогда не будем дружить с кем-то за счет кого-либо, и у нас нет ни мельчайших колебаний, что кубинцы занимают точно такую же позицию. Эта позиция достойных, гордых людей, которые надежны.