В 2015 г. российские семьи издержут на продовольствие наиболее 50% бюджетов
В феврале 2015 г., по мнению аналитиков «ВТБ капитала», Россия прошла пик продовольственной инфляции (21,8−22% в годовом выражении). Во II квартале, по их прогнозу, денежные курсы начнут стабилизироваться и производственный спад станет тормозить инфляцию, так что по итогам всего 2015 г. цены на продовольствие возрастут лишь на 9,6%.
>В России введут аналог американских «фудстемпов»
Да и таковой рост цен прирастит долю продовольствия в корзине потребительских расходов россиян, тем паче что их настоящие доходы сокращаются. В январе они уменьшились на 8% к тому же периоду 2014 г., а за весь 2015 г., по прогнозу «ВТБ капитала», понижение составит 6,8%. А означает, не миновать и сокращения трат - как продовольственных, так и непродовольственных, убеждены аналитики инвестбанка.
Это уже и происходит, свидетельствуют данные Росстата. Оборот розничной торговли в России сократился в январе 2015 г. на 4,4% (год к году) - в первый раз с кризисного 2009 года. Реализации товаров питания снизились на 5,5%, непродовольственных продуктов - на 3,5%. В особенности сокращается спрос в региональных розничных сетях и несетевой рознице, отмечали ранее аналитики: у больших участников рынка ниже издержки, а означает, больше способностей конкурировать по стоимости.
FT: российские выбирают меж телеком и холодильником
В столичных магазинах Spar потребление (в физическом выражении) сократилось в 1-ые два месяца этого года приблизительно на 10% год к году, говорит гендиректор «Спар ритейла» Максим Гришаков. В особенности сократились, по его словам, реализации фруктов, овощей, алкоголя (в основном за счет вина и импортного пива), сыров, йогуртов. По итогам года потребление в столичной сети Spar снизится на те же 10%, а цены возрастут приблизительно на 20%, ждет Гришаков.
В целом российские семьи купят в этом году на 8,5% меньше продуктов, чем в прошедшем, считают аналитики «ВТБ капитала». Но для больших продовольственных ритейлеров 2015 год может оказаться удачным, не исключают они, ситуация содействует консолидации участников рынка. А именно, его фаворит - сеть «Магнит» сумеет нарастить долю рынка по выручке на 1,6 п. п. до 8,9%, а X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») - на 0,4 п. п. до 6,5%, предсказывают они.
Все не первоочередные статьи расходов попадут под сокращение, убеждены опрошенные «Ведомостями» специалисты. Розничные реализации одежды, обуви и аксессуаров могут сократиться на 25−30%, считает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. В прошедшем году, по оценке ее компании, на одежду, обувь и девайсы россияне издержали 2,252 трлн руб. (на 8% меньше, чем год назад). В среднем ценовом секторе реализации свалятся на 35−45%, в высочайшем - на 15−25%, в нижнем - на 10−15%, ждет Лебсак-Клейманс; станет меньше больших покупок, таковых как верхняя одежда, меха.
Экономический кризис ощутили уже наиболее 70% россиян
Магазины бытовой техники и электроники пережили ажиотажный спрос в декабре 2014 г., а что будет в этом году, их представители представить затруднились. «После пары недель падения в январе на данный момент мы опять лицезреем рост, но будет ли он устойчивым, можно будет огласить лишь опосля I квартала», - говорит сотрудник 1-го из ритейлеров. На рынке томная ситуация, некие его участники будут обязаны уйти, предрекал в прошлую пятницу основной акционер сети «Эльдорадо» - чешская PPF Group.
Аналитическая компания GfK Rus тоже не торопится делать прогнозы по рынку бытовой техники и электроники, но роста в натуральном выражении «мы не ждем», аккуратна ее представитель Наталья Моржова. Реализации новейших легковых каров в 2015 г. (без учета легких коммерческих) сократятся на 35% до 1,52 млн, предсказывает PwC.
Как правительство будет биться с кризисом
Доходы страны в 2015 году будут на 2,3 трлн рублей меньше, чем запланировано в бюджете. Правительство подготовило план антикризисных мероприятий, который тактично назвало планом обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности.