Правительство отдало 'зеленоватый свет' первой ВСМ в России

Президент РЖД Владимир Якунин, в свою очередь, сказал журналистам, что всего за наиблежайшие два года на эти работы предполагается выделить наиболее 20 млрд рублей. Он отметил, что тем «поставлена точка, будет ли РФ даже в этих непростых кризисных критериях реализовывать программы, связанные с скоростным движением». «Ответ позитивен», - произнес президент РЖД.

Вопросец о финансировании проекта ВСМ стоимостью около 1 триллиона рублей дискуссировался не раз. Якунин в сентябре говорил в интервью, что для пуска проекта РЖД нужно 20 млрд рублей муниципальных средств на проектно-изыскательские работы, а «без этих средств все остается лишь хотимыми проектами».

На больших скоростях

Скоростной считается спец электрифицированная двухпутная жд линия, созданная для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 км в час. На данный момент в России нет таковых дорог. Остальные страны издавна ушли вперед в развитии скоростных стальных дорог, протяженность которых составляет тыщи км.

Самым скорым в России является поезд «Сапсан», который едет со скоростью до 250 км в час на маршруте Москва - Санкт-Петербург, но по общим путям. При всем этом развивает такую скорость он лишь на участке 180 км. Для большего необходимо стройку отдельных путей.

В первый раз о ВСМ задумались еще в Русском союзе в шестидесятые годы прошедшего века, но каждый раз заниматься строительством не позволяла обстановка в стране. Мысль вновь возродилась в 2004 году. Пилотным пару лет числился маршрут Москва - Санкт-Петербург. Но на данный момент базисным является Москва-Казань.

«Да» либо «нет»

Подготовкой документов для старта проекта и выделения финансирования занимались РЖД и их «дочка» - «Скоростные магистрали». Якунин в летнюю пору текущего года говорил, что компания со собственной стороны сделала все нужное. Тогда же он докладывал, что РЖД обратились в правительство РФ с просьбой определиться с планами по ВСМ - да либо нет.

В целом власти РФ согласны, что проекты ВСМ будут эффективны для РФ как с социально-политической, так и с финансово-экономической точек зрения, говорил Якунин. Совместно с тем Медведев в сентябре на вопросец журналистов, когда будет реализован проект ВСМ, отвечал: «Когда будет много денег».

Якунин в интервью соглашался, что размер инвестиций в стройку ВСМ Москва-Казань смотрится колоссальным, но подчеркивал, что он окупаем и эффективен на уровне 15 лет - т.е. это полностью приемлемый бизнес исходя из убеждений расходования муниципальных ресурсов.

Стоимость вопросца

Стройку скоростной ветки меж Москвой и Казанью протяженностью 770 км уменьшит время в пути меж конечными пт до 3,5 часа с сегодняшних 11,5.

Предпроектная модель финансирования предугадывает общую стоимость 1,068 триллиона рублей. Из их около 380 млрд рублей - невозвратные средства бюджета, 289 млрд рублей - возвратные госсредства (ФНБ, ПФР), 225 млрд рублей - кредиты, 100 млрд рублей - инфраструктурные бонды, 43 млрд рублей - средства инвесторов, 31 млрд рублей - инвестпрограмма РЖД.

«Модель финансирования будет уточняться опосля разработки проекта. Тогда же будет утверждаться окончательная организационно-правовая модель», - объяснил в пн представитель РЖД.

Потенциальные партнеры

Якунин выражал твердую уверенность, что проект нужен, и отмечал, что РЖД провели «массу переговоров с забугорными партнерами», которые также считают проект «очень увлекательным, чрезвычайно хорошим».

«Скоростные магистрали» в весеннюю пору проводили предварительное road show проекта ВСМ. В нем приняли роль 172 компании, в том числе инвестфонды и строй компании. 1-ый вице-президент РЖД Александр Мишарин по его итогам говорил, что энтузиазм подтвердили компании из Европы, Китая и США.

Уже позже на фоне антироссийских санкций Запада, которые против жд отрасли РФ впрямую не вводились, энтузиазм к роли в проекте ВСМ подтвердили наикрупнейшие европейские компании, а именно, французский Alstom и германский Siemens.

Но наиболее активно выглядели потенциальные китайские партнеры. Представитель «Скоростных магистралей» в сентябре докладывал, что компании Китая готовы привлечь и вложить в проект порядка 400 млрд рублей.

Принципиальное решение

Премьер-министр РФ в пн поставил задачку оперативно провести инженерные изыскания и приготовить проектную документацию по ВСМ.

«Всем принципиально знать, как мы двигаемся вперед в этом направлении. Это соединено с развитием рабочих мест, в целом с развитием экономики, подключением нашей страны к глобальным транспортным маршрутам, которые носят трансконтинентальный нрав. Первой таковой веткой может стать ВСМ Москва-Казань, а в целом она по-хорошему обязана войти в скоростной транспортный коридор, который мы планируем сделать от Москвы до Астаны», - произнес Медведев на совещании с вице-премьерами.

Глава правительства поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу смотреть за реализацией проекта.