'Концепция, непременно, изменяется'

- Отказ от South Stream стал сюрпризом для всех его иностранных участников. А вам? Это решение дискуссировалось с министерством?

- Непременно, это было обмысленное решение, так как такие вопросцы не могут решаться спонтанно. Просто принятие решения зависит в том числе от позиции иной стороны, готова ли она прокладывать другой маршрут. Данная тема была затронута в рамках переговоров в Турции.

- Какой будет судьба межправительственных соглашений по проекту? Они нередко заключались пакетом с иными договоренностями, к примеру в Сербии это была приватизация NIS.

- Я не слышал о том, что приватизация NIS была условием реализации South Stream. Компания приватизировалась под условие вложения туда суровых инвестиций, под модернизацию нефтеперерабатывающего завода, что «Газпром нефть» в полном объеме и обеспечила.

- Какова вообщем была реакция стран-участниц проекта на его отмену?

- Мы осознаем, что страны, по местности которых был должен пройти газопровод, рассчитывали на реализацию инвестпроектов, создание рабочих мест, повышение налоговых поступлений. Но продвигать проект, когда на него нет соответственного разрешения, нереально. Потому по межправсоглашениям, которые были подписаны в 2008-2009 годах, идет юридическая проработка.

- Вы ожидаете каких-либо сложностей, может быть, денежных претензий?

- Нет, в межправсоглашениях не оговорены денежные претензии.

- А в целом, ежели мы говорим про весь комплекс договоров по проекту?

- Это нужно разглядывать каждый отдельный вариант на местности каждого страны. Ну, в качестве примера: ежели создавалось СП - в основном там 51% у «Газпрома» и 49% у местной компании,- нужно глядеть, кто какие взносы делал и какие расходы были осуществлены, в том числе на выделение земляного участка, на проектно-изыскательские работы, на разработку проектно-сметной документации и т.д.. В основном это маленькие расходы, которые почаще всего финансировал «Газпром». Сначала они касались расширения пропускной возможности системы на местности РФ, строительства морской части и покупки труб. Предварительно эти расходы не будут списываться, так как произведенные инвестиции в любом случае будут применены для строительства трубы по новенькому маршруту через Турцию.

- О чем идут переговоры со странами, участвовавшими South Stream?

- Мы повсевременно находимся в тесноватом содействии с сотрудниками. 19 декабря состоялись телефонные переговоры с министром энергетики Болгарии Теменужкой Петковой. Болгарская сторона предложила сделать в районе городка Варны большой хаб для торговли природным газом. 22-го числа ожидается венгерская делегация, с сербскими сотрудниками мы повсевременно на связи… В целом по дипломатическим каналам были ориентированы объяснения российской позиции, на данный момент «Газпром» проводит свою часть работы. Главная вещь состоит в том, что все контракты, которые Россия в лице «Газпрома» заключала по обеспечению потребителей газа, будут исполнены. Мы будем продолжать развивать остальные проекты с этими странами и укреплять наше сотрудничество, в том числе в сфере энергетики.

- Планируется дискуссировать стройку новейших газопроводов по местности ЕС? Ведь с новейшего хаба, который «Газпром» желает сделать в Турции, сербских потребителей, к примеру, на данный момент снабжать нереально.

- На данный момент мы навряд ли будем дискуссировать конкретику, так как для этого необходимо проработать всю схему строительства новейшего газопровода. Но в целом представляется, что раз сдача будет на границе Турции и Греции, Евросоюз в рамках собственного энергетического законодательства может обеспечить доступ к этому хабу всех потребителей и сделать условия для строительства соответственной газовой инфраструктуры.

- По новенькому проекту трубопровода есть какое-то осознание: маршрут, сроки, акционеры, стоимость, хотя бы ориентировочная?

- Есть осознание, что маршруты могут быть различными, в том числе по протяженности как морской части, так и сухопутной. Это быть может как прокладка вдоль Blue Stream, так и по маршруту морской части South Stream с следующим поворотом на Турцию. На данный момент эти варианты просчитываются спецами «Газпрома» исходя из убеждений издержек и сроков строительства. К примеру, понятно, что сухопутную часть можно строить скорее, чем подводную.

- Почему все это просчитывается на данный момент, а не до визита в Турцию?

- Я думаю, какие-то прикидки были и ранее. Другое дело, что опосля принятия определенного решения уровень исследования вопросца стал совершенно иным.

- Предшествующая концепция газопровода была вполне ясна: «Газпром» обеспечивал газом собственных старенькых потребителей, но в обход Украины. Сейчас же важный вопросец, как европейские потребители получат газ, не разъяснен никак.

- Мы предложили европейцам свои сервисы по строительству газопровода в центр Европы, в том числе за счет средств «Газпрома». К огорчению, наши европейские коллеги не соображают, что такие большие проекты нельзя регулировать так же, как стройку собственной своей газораспределительной сети. Потому концепция, непременно, изменяется, газ будет доставлен на точку сдачи на границу ЕС, а ежели европейцам нужен газ, означает, они должны обеспечить развитие собственной инфраструктуры для его покупки. А газ им нужен, так как на нынешний день толика «Газпрома» в импорте газа ЕС растет. И сколько бы они ни говорили о диверсификации, единственным надежным поставщиком остается Россия и «Газпром».

- Как сейчас, через полгода, можно оценить газовый договор с Китаем по восточному маршруту?

- Оценки не поменялись, мы осознаем, что это было стратегически верным решением.

- Почему?

- Мы диверсифицировали поставки газа на восток, открываем реально новейший рынок, будет построена новенькая инфраструктура на 10-ки лет вперед, а может, и больше. В Китае будет рост энергопотребления. Не так давно были в Индии, у их из 1,2 миллиардов человек 400 млн просто не имеют доступа к электроэнергии. Индия - очередной большой рынок, который необходимо занимать, в том числе и методом поставок газа. Идет речь не только лишь о сжиженном природном газе, есть поручение разглядеть стройку газопровода в Индию.

- Сохраняется ли перспектива получения от Китая средств на стройку «Силы Сибири»?

- Этот вопросец дискуссировался вначале еще в процессе переговоров и был актуален в момент переговоров по стоимости, так как кредитование на льготных критериях влияет на понижение цены. На данный момент уже идет речь не о льготном кредитовании, а о кредите на коммерческих критериях.

- Является ли получение средств от китайцев главным вопросцем при строительстве газопровода либо «Газпром» может выстроить трубу за счет собственных ресурсов?

- Я думаю, что «Газпром», непременно, будет завлекать денежные ресурсы. Любые инвестпроекты реализуются не за счет собственного капитала, а с привлечением денежных ресурсов, за счет кредитов. Вопросцем поиска ресурсов - в Китае, в российских либо в забугорных банках - занимается группа специалистов-финансистов «Газпрома».

- Как Китай реально заинтересован в западном маршруте поставок по газопроводу «Алтай»?

- Вопросец строительства западного газового коридора в Китай дискуссировался на крайней встрече меж президентом России Владимиром Путиным и председателем китайского Госсовета Си Цзиньпином. Потребление газа в Китае на данный момент составляет 165 миллиардов кубометров в год, в период до 2020 года, по оценкам профессионалов, это будет уже 250-300 миллиардов кубометров либо больше. Не считая отдельных проектов по сжиженному природному газу, источников ублажения этого спроса мы не лицезреем, а ежели говорить про трубопроводный газ, то это будут поставки из России. Мы прогнозируем, что размер может добиться наиболее 100 миллиардов кубометров в год.

- В которой перспективе?

- В период 2020-2025 годов.

- Какова позиция министерства по вопросцу доступа независящих производителей газа в «Силу Сибири»?

- В принципе позиция не поменялась, вопросец дискуссируется в правительстве. У нас чрезвычайно много нефтегазоконденсатных, нефтяных месторождений в Восточной Сибири, полномасштабное развитие которых сдерживает отсутствие нужной инфраструктуры, позволяющей отлично употреблять попутный нефтяной газ. Это ограничивает разработку газовых месторождений в регионе. Потому основная задачка, которую нам требуется решить,- это сделать такие условия, которые бы дозволили утилизировать попутный нефтяной газ и разрабатывать месторождения. Предложения, которые мы направили в правительство, заключаются в том, чтоб, не меняя концепцию одного экспортера, разглядеть возможность покупки «Газпромом» газа у независящих производителей по стоимости, которая была бы близка к экспортной netback.

- Другими словами это будет стоимость экспортного газа минус экспортная пошлина минус транспортировка.

- Да, и минус какая-то маржа «Газпрома».

- Каковы могут быть объемы закупок?

- Это самый непростой вопросец, на данный момент мы по каждому месторождению в Восточной Сибири проанализировали, какие объемы газа могли бы там добываться с учетом разведанных запасов. Плюс есть месторождения, где запасы еще не разведаны, есть данные лишь по ресурсам. Там тоже своя оценка с понижающим коэффициентом, сколько можно добывать. Мы лицезреем, что в перспективе можно было бы прирастить объемы добычи в Восточной Сибири и поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт кое-где в объеме до 80 миллиардов кубометров в год дополнительно.

- В какие сроки?

- Это тоже один из сложных вопросцев, так как ежели строить газотранспортную систему, то как минимум полка добычи обязана быть 30 лет. Соответственно, самый непростой момент - синхронизировать эти проекты. Так как предполагается газификация регионов Далекого Востока и эти издержки сейчас в основном несет «Газпром» как экспортер, еще есть одна составляющая предложения. Ежели у независящих будет покупаться газ по netback, означает, они также должны в собственной пропорции участвовать в газификации региона. Понятно, что продажа на внутренний рынок наименее выгодна, чем на экспорт, но пока эту социальную функцию несет лишь «Газпром».

- Как будет решен вопросец доступа к трубе?

- Мы предложили правительству два варианта, с учетом всех мнений будет выработано одно решение. Понятно, что «Газпром» строит «Силу Сибири» и является собственником проекта. Таковым образом, 1-ый вариант - «Газпром» остается единственным обладателем газотранспортной системы, покупает газ у независящих и реализует его на экспорт. По второму варианту предполагается расширение «Силы Сибири» не только лишь за счет «Газпрома». Предполагается стройку 2-ой нитки или вообщем отдельного газопровода, который может пройти новеньким маршрутом. Тут идет речь о разработке консорциума по строительству и эксплуатации трубы. Но «Газпром» все равно остается единственным экспортером и будет осуществлять продажу газа независящих производителей по агентскому соглашению.

Практически три недельки назад мы разглядывали этот вопросец на совещании у Аркадия Дворковича, были даны доп поручения по поводу исследования китайского рынка. Сейчас основная задачка - договориться с китайскими партнерами о увеличении размера экспортных поставок.

- Как «Газпром» будет заинтересован в том, чтоб продавать газ независящих?

- Мы ведем речь не о уже заключенном контракте на 38 миллиардов кубометров в год, а о новейших контрактах.

- Еще в летнюю пору, по нашим данным, «Роснефть» при вашем участии договорилась с «Газпромом», что монополия предоставит доступ к трубе на Сахалине. Решение принято?

- Сначала, желаю отметить, что «Газпром» обладает не Сахалинской газотранспортной системой, а контрольным пакетом Sakhalin Energy, которой принадлежит труба. Ежели возвратиться к вашему вопросцу, другими словами два варианта. Это быть может просто доступ к трубе, там довольно мощности для прокачки размеров, ежели поставить пару компрессорных станций. Или же строиться 3-я очередь, другими словами еще одна нитка. «Газпром» готов ее выстроить, но «Роснефть», естественно, инвестиции обязана будет вернуть через тариф на прокачку. «Роснефть» устраивают оба варианта, им принципиально получить на данный момент предконтракт, закрепить все на бумаге. Эти договоренности стороны подтверждают.

- Когда будет согласована генсхема развития газовой отрасли?

- Мы подготовили проект конфигурации энергостратегии. Как она будет согласована, рассмотрена и одобрена, начнется корректировка генсхем. В стратегии семь направлений, другими словами все отрасли. На данный момент мы вынесли ее на обсуждение на публичный совет, по нашим планам к февралю внесем на утверждение в правительство.

- А для что таковая стратегия вообщем нужна? Разве можно на данный момент огласить, что будет через 20 лет?

- Стратегия дает ответ на такие вопросцы, как объемы добычи, направления и стратегия экспорта, принципы налогообложения. Либо, к примеру, отвечать на вопросец, будет ли у нас единый экспортер, будет ли газотранспортная система в его составе либо станет отдельной гос компанией.

- И какова позиция по крайнему вопросцу?

- Эти развилки будут дискуссироваться советом.

- Каковой будет уровень добычи нефти в этом году? Может ли быть понижение в среднесрочной перспективе?

- В этом году мы ожидаем прирост добычи нефти и газового конденсата, который врубается, кое-где приблизительно на 3,4 млн тонн, другими словами на 0,7%. В 2015 году добыча нефти предполагается на уровне 525 млн тонн. Ежели говорить по структуре, другими словами ряд проектов, которые в перспективе дадут прирост,- месторождения Приразломное, Имилорское, Требса и Титова. Есть старенькые месторождения, где будет понижение. Наверняка, не будет прироста за счет трудноизвлекаемых. Вообщем, министерство не исключает рисков того, что с учетом текущей экономической ситуации объемы добычи могут быть меньше.

- Как вы оцениваете влияние санкций на нефтегазовую ветвь?

Война санкций-2014

ЕС и США ввели 1-ые санкции в отношении России в марте 2014 года - сходу опосля того, как власти Крыма и Севастополя объявили, что статус полуострова и городка определят на референдуме. Плебисцит был объявлен западными странами незаконным еще до момента его проведения, а Россию обвинили в военной злости против Украины. Ряд государств, в том числе США и Англия, заморозили с Россией инвестиционное и военное сотрудничество.

- Говорить о том, что санкции никак не влияют, нечестно. Они сами по для себя являются вызовом для отрасли, которая крайние 14 лет развивалась в наиболее чем подходящих критериях. На данный момент, когда некие наши иностранные партнеры в критериях санкций вопреки своей выгоде покидают российские проекты, нам приходится решать сходу две задачки: находить новейших партнеров для разработки месторождений и замещать технологии. В ближайшее время мы закрепляем возрастающий энтузиазм наших китайских и индийских партнеров к роли в разработке российских месторождений как на шельфе, так и на материке. Компании наших государств уже ведут надлежащие переговоры. В части технологий определены приоритетные направления для импортозамещения.

- Россия сумеет обойтись без сланцевых проектов? Есть ли у нас технологии для их реализации?

- Чтоб в всех критериях оставаться конкурентоспособными, нужно осваивать новейшие технологии, и российские компании это делают. Наиболее того, добыча так именуемой сланцевой нефти является одним из стратегических ценностей отрасли на среднесрочную перспективу. Сейчас темпы отбора запасов из низкопроницаемых коллекторов в России составляют наименее 1%, при всем этом значимые ресурсы, оцениваемые профессионалами на уровне 11-22 миллиардов тонн, не разведаны. Запасы нефти баженовской свиты числятся на балансе «Роснефти», «Сургутнефтегаза», ЛУКОЙЛа, «Славнефти», «Русснефти» и «Газпром нефти». Перед нефтяниками уже поставлена задачка ее разработки в промышленных масштабах.

Что все-таки касается газа, то в реальный момент наша страна располагает традиционными запасами, достаточными как для обеспечения внутренних потребностей, так и для экспорта. Вкупе с тем в феврале 2010 года в Кузбассе состоялся пуск проекта добычи метана из угольных пластов. 1-ый пробный промысел из 7 разведочных скважин был готов к запуску на восточном участке Талдинского угольного месторождения. На данный момент ведется пробная эксплуатация разведочных скважин с подачей газа на авто газовую наполнительную компрессорную станцию. Для России сланцевый газ может рассматриваться как многообещающий источник природного газа.

- Но санкции коснулись не только лишь технологий, нефтяники практически отрезаны от западного капитала. Средства ФНБ для «Роснефти» и НОВАТЭКа - это кандидатура иностранным кредитам? Готово ли правительство поддерживать и остальные российские компании за счет ФНБ, в том числе личные?

- Быстрее, это длительные инвестиции страны в ветвь. Конкретно потому так кропотливо происходит отбор проектов, ведь должны быть гарантии того, что средства возвратятся. Мы готовы разглядывать новейшие заявки от компаний, ежели предложенные проекты будут иметь стратегическое значение для отрасли, а нам предоставят очень подробную информацию. Собственник компании при всем этом не является определяющим аспектом.

- Как идет модернизация НПЗ? Перезаключены ли четырехсторонние соглашения на 2015 год?

- Четырехсторонние соглашения были заключены в 2012 году и действуют до 2020 года, потому нет необходимости их перезаключать. Модернизация нефтеперерабатывающей отрасли идет без отклонений от графика, уже запущено 5 новейших и реконструируемых установок вторичной переработки нефти, в том числе большая установка гидрокрекинга на ТАНЕКО мощностью 2,9 млн тонн в год. Реализация нефтяниками программ модернизации дозволила прирастить долю авто бензина экологического класса 5 до 74% от общего размера производства, дизельного горючего - до 58%, что значительно выше подобных характеристик 2013 года, также обеспечить переход на моторные горючего классов 4 и 5 с 1 января 2015 года.

Во 2-м полугодии 2014 года введено в эксплуатацию новое создание ПВХ мощностью 330 тыс. тонн в год в городке Кстово (ОАО «СИБУР Холдинг»), расширено на 30 тыс. тонн в год создание полипропилена в Омске (ГК «Титан»), также запущен в эксплуатацию магистральный ШФЛУ-провод Пурпе-Южный Балык-Тобольск, по которому будет поступать сырье на Тобольский нефтехимический комбинат.

Создание базисных полимеров в Российской Федерации возросло в 2014 году на 5%, до 4,3 млн тонн, в том числе по полипропилену - на 22,6%, по ПВХ - на 14,4%, потребление углеводородного сырья на нефтехимию - на 12,8%, до 10 млн тонн. Инвестиции в создание новейших производственных мощностей в 2014 году выросли на 12%, до 140 миллиардов руб.

- Как могут вырасти цены горючего в 2015 году?

- Мы запланировали, что с учетом налогового маневра и всех причин они увеличатся приблизительно на 10%. Но в сегодняшней ситуации, к примеру, тяжело предсказывать инфляцию, от которой эти характеристики зависят.

- Получится ли запустить «пилоты» по НДД, что так достигают нефтяники? Когда будет понятно, можно ли говорить о переходе на эту систему?

- Сейчас таковых решений нет, хотя этот вопросец повсевременно дискуссируется на экспертном уровне. Мы подготовили проект закона, будем воплотить. Но есть маленькие сдвиги по срокам. Мы желали принять сам закон в этом году, а начать уже с 1 января 2015 года. Но, к огорчению, не выходит. Минфин считает, что компании начнут употреблять новейший закон для оптимизации налогообложения. Такие опасности есть, и потому основная задачка сделать так, чтоб их избежать. Минфин дает начать с конца 2015 года, мы же будем по максимуму пробовать убыстрить процесс. Срок «пилотов» - пару лет, там есть как новейшие проекты, так и работающие, так что у нас в запасе два-три года.

- В критериях начинающегося спада в индустрии оправдываются ли прогнозы употребления электроэнергии?

- В текущем году отмечается повышение употребления. Невзирая на то что в первом полугодии мы приметно отставали по графику от прошедшего года, сейчас мы вышли на показатель 100,3% к 2013 году и ожидаем, что по итогам года потребление будет на 0,5% выше.

- Ранее прогнозировался прирост 0,7%?

- План подразумевал спектр 0,5-0,7%. По итогам 9 месяцев у нас была пессимистичная оценка относительно роста размера употребления. По факту уйдем в плюс. В качестве 1-го из самых знаковых итогов года желал бы отметить успешное проведение Олимпиады: 49 больших энергетических объектов обеспечили существенное улучшение в энергоснабжении Сочи и всего Краснодарского края. Электроэнергетики сработали чрезвычайно накрепко, отменно, это отметили представители Интернационального олимпийского комитета. При подготовке Олимпиады в остальных регионах российский опыт сейчас будет употребляться в качестве примера.

Также утверждена «дорожная карта» по реализации реформы ценообразования и в целом подходов по теплоснабжению. На данный момент мы действуем в рамках данной дорожной карты, на правительственной комиссии в последнее время будут рассмотрены приготовленные экспертной группой расчеты по стоимости другой котельной по регионам с дифференциацией в зависимости от тех критерий, которые введены в качестве переменных: климатические условия, сейсмика, география, потребитель и т.д..

Мы окончили восстановление Саяно-Шушенской ГЭС, введены в эксплуатацию все агрегаты Богучанской ГЭС. В целом за 11 месяцев в электроэнергетике осуществлен ввод генерирующих мощностей в объеме 5,5 ГВт, начата конкретная реализация проектов по строительству генерирующих мощностей на Далеком Востоке.

В согласовании с утвержденной стратегией повышалась эффективность работы электросетевого комплекса. А именно, был сотворен механизм выведения неэффективных мощностей. Что касается реформы рынка электроэнергии и мощности, тут мы, к огорчению, значительно не продвинулись. Хотя в текущем году мы и планировали основной упор сделать на реформе теплоснабжения, без реализации которой нереально ввести модель рынка электроэнергии. Не считая того, принципиально было исключить перекрестное субсидирование. В числе ценностей последующего года - улучшение правил конкурсного отбора мощности, переход на долгосрочное ценообразование, может быть, с исключением таковых характеристик, как верхний предел цены.

В числе значимых достижений уходящего года - утверждение «дорожной карты» диверсификации и обеспечения надежности энергоснабжения Калининградской области. Там будет построены новейшие генерирующие станции, в том числе газовые и угольная, общей мощностью 1 ГВт, будет построен регазификационный терминал, обеспечено независящее снабжение газом. Это решение было непростым, в течение года мы его производили на всех уровнях, в правительстве и у президента. По итогам дискуссий был подготовлен проект закона, который находится на данный момент в Госдуме.

- Понятны ли источники финансирования по Калининграду? Это будет «Роснефтегаз»?

- Да, источники финансирования понятны, их два. Что касается генерации, инвестором и конкретным застройщиком будет «Интер РАО», а «Роснефтегаз» обеспечит финансирование, вербование денежных ресурсов на возвратной базе. Другими словами это не бесплатные средства, эти средства «Роснефтегаз» будет вкладывать в данные вкладывательные проекты с следующим возвратом с учетом обычной доходности на инвестированный капитал.

- Какая норма доходности?

- Около 14%. В принципе как в договорах на поставку мощности (ДПМ).

- А размер финансирования понятен?

- Да, понятен, это около 60 миллиардов руб. Плюс на развитие электросетевого комплекса, распределительных сетей в Калининградской области будут применены средства «Россетей». Также в рамках этого проекта, кроме масштабной модернизации энергосистемы Калининградской области, мы планируем воплотить комплекс мероприятий по усилению связи северо-западной части нашей страны с единой энергетической системой России, чтоб не зависеть от транзитных государств. Общий размер ресурсов на эти цели, который уже предусмотрен в програмке ФСК, составляет 35 миллиардов руб.

- Когда можно ждать начало финансирования строительства генерации?

- Планируем в 2015 году. У нас утверждена «дорожная карта», и мы ей следуем. Что касается механизма возврата этих инвестиций, тут принципиально отметить, что это будет надбавка к стоимости на мощность. На данный момент в Госдуме находится проект конфигураций в закон о электроэнергетике, который вводит данный механизм, в последнее время, думаю, он выйдет. И мы уже подготовили проект постановления правительства по внесению конфигураций в надлежащие акты, которые детально прописывают этот порядок. Это касается и Калининграда, и строительства генерации в Крыму.

- Как критична ситуация в Крыму?

- Тут в сжатые сроки проведена крупная работа по строительству и передислокации мобильных газотурбинных электростанций общей мощностью около 300 МВт и 1,5 тыс. дизель-генераторных установок. Разработана и реализуется схема увеличения надежности энергоснабжения Крыма, которая содержит в себе стройку электростанций общей мощностью 880 МВт в Крыму и 660 МВт на Таманском полуострове, также кабельного перехода через Керченский пролив с усилением связей снутри ОЭС Юга и объединением единой энергетической системы России с энергосистемой Крыма.

- Определились ли компании, которые заинтересованы в строительстве генерации в Крыму либо Краснодарском крае?

- У нас есть точное осознание по строительству генерации в Крыму, и даже есть решения. Инвестором в данном случае выступят госкомпания «Ростехнологии» и ее дочернее общество «Технопромэкспорт». На данный момент они прорабатывают вопросец по финансированию проекта, по предоставлению заемных средств банками. Уже есть договоренности с пулом банков, которые готовы предоставить соответственное финансирование. Единственное, что нужно отметить,- практически это произойдет опосля того, как выйдет нужная нормативная документация по механизму возврата инвестиций. Банкам необходимы гарантии, по другому они просто так не кредитуют. Для их выход постановления либо выход закона - это нужная гарантия. Тем более уже на данный момент принято решение прокредитовать «Технопромэкспорт». Площадки для строительства выбраны - одна в Симферополе, иная в Севастополе.

- А та часть генерации, которая обязана быть построена на Тамани?

- Тут предполагается станция 660 МВт. Она нужна для развития юго-западного энергорайона Краснодарского края, для сотворения там узла надежности и развития Таманского порта, там планируется огромное количество энергоемких потребителей. Также стройку указанной генерации обеспечит нужный уровень надежности энергосистемы с учетом поддержки нужного перетока в Крым. Станция вошла в многообещающую схему развития юго-западной части ОЭС Юга еще в 2013 году, а планы по развитию энергосистемы Крыма и Таманского полуострова лишь подтвердили необходимость строительства этих мощностей, механизм финансирования будет таковой же - надбавка к стоимости оптового рынка.

- Кто будет строить?

- По стройке будет проведен конкурс, как выйдут надлежащие закон и постановление, о которых я говорил ранее.