Без учета плодоовощной продукции цены тоже продолжили расти: на 3,7% в январе 2015 г. к январю 2014 г. При том что продукты в декабре 2014 г. к декабрю 2013 г. подорожали лишь на 2,2%. Минэкономразвития связывает данную тенденцию с исчерпанием запасов, купленных по наиболее низким ценам, удорожанием сырья, повлекшим рост цен на отечественные продукты. Также давление на цены оказывает девальвация рубля: цены на зерно и главные продукты питания привязаны к мировым ценам, говорится в докладе. С ноября по январь отмечалась более стремительная девальвация рубля (рубль подешевел по отношению к баксу на 62,8%. - «Ведомости»), она и привнесла значимый вклад в продинфляцию, припоминает замруководителя Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко.
Рост цен на продукты из санкционного перечня специалисты Минэкономразвития связывают со сменой поставщиков. Оборвались цепочки поставок, которые выстраивались исходя из критериев стоимость/качество, а по ряду позиций удлинилось плечо поставки, подтверждает представитель «Дикси» Екатерина Куманина: «Это не может не отразиться на стоимости». Продукты, не попавшие под запрет, с ноября также дорожают (+3,9% в январе), при этом в особенности быстро - продукты долгого срока хранения: сахар, подсолнечное масло, крупы и бобовые, макаронные изделия, пишут чиновники.
Граждане тоже отметили январский рост цен: такового огромного количества жалоб, как в послепраздничную недельку (их было около 700), еще не приходило, а на крайней недельке января их число превысило 1000, говорит Анна Мирочиненко из Федеральной антимонопольной службы. Но с конца февраля, по ее словам, количество жалоб значительно снизилось: до 194 за недельку.
Мониторинг за февраль Минэкономразвития опубликует в конце марта, говорит представитель ведомства. Понижение темпов роста цен уже зафиксировал Росстат: по его данным, недельная инфляция в России мала с октября 2014 г. - с 25 февраля по 2 марта цены выросли только на 0,2%. При этом цены на овощи и фрукты даже снизились на 0,3%, отчитался Росстат. В целом за январь - февраль и 1-ые дни марта потребительские цены выросли на 6% - так быстро они росли лишь в 1999 г.
С первых чисел марта наикрупнейшие розничные сети из Ассоциации компаний розничной торговли (в нее входят «Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», «Дикси», Metro Cash & Carry, «Лента» и др.) заморозили цены на социально важные продукты: мясо, рыбу, главные овощи и т. д. Ежели ритейлеры не станут увеличивать цены на остальные продукты, ситуация с ценообразованием обязана некординально стабилизироваться, считает представитель Минсельхоза. Фиксированная стоимость на 20−30 продуктов не окажет приметного влияния на инфляцию, возражает Куманина из «Дикси». С ней согласна Снитко из Газпромбанка: «Номенклатура продуктов, на которые заморожены цены, ничтожна в потребительской корзине, за которой следит Росстат». С середины весны, когда в магазины начнет поступать российская свежайшая плодоовощная продукция, цены на нее снизятся, а инфляция в целом, как следствие, замедлит рост, ждет аналитик.