Каковой флот, таков и приход

В 2014 году размер заказов, выполненных судостроителями РФ, свалился на 41%, до 177 судов, следует из рейтинга агентства «Infoline-Аналитика» Infoline Shipbuilding Russia Top (есть у «Ъ»). Количество построенных судов сократилось как в гражданском, так и в военном секторе - верфи сдали 112 гражданских судов (63% от общего ранца) и 65 военных кораблей, в 2013 году эти характеристики были на уровне 170 (56%) и 131 судно соответственно. Но в валютном выражении рынок снизился относительно уровня 2013 года всего на 3%, до 219,9 миллиардов руб.

Это вышло сначала благодаря военным заказам, на которые пришлось порядка 80% от общего ранца (177,7 миллиардов руб.), их размер в деньгах возрос на 3,5%. К примеру, в прошедшем году северодвинский «Севмаш» (заходит в муниципальную Объединенную судостроительную корпорацию - ОСК) сдал две атомные подлодки общей стоимостью 61 миллиардов руб. Но стоимость выполненных гражданских заказов свалилась на 26,5%, до 44,1 миллиардов руб. Наклон в сторону военных заказов был и в 2013 году - тогда на корабли приходилось около 75% ранца заказов верфей. Но еще в 2012 году, когда рынок был на уровне 145,1 миллиардов руб., гражданские заказы обеспечивали 55% стоимости, а в 2011 году гражданский портфель был и совсем на уровне 63%.

В 2015 году тенденция роста толики военного заказа в общей стоимости судов, построенных в РФ, сохранится. По оценке главы «Infoline-Аналитики» Миши Бурмистрова, в этом году из-за роста стоимости оборонного заказа и военного экспорта на 30% при стагнации стоимостных размеров гражданского заказа толика крайнего снизится приблизительно на 5 п. п., до 15%. «При резком росте процентных ставок по кредитам и лизингу и стагнации в индустрии объемы спроса на суда у российских заказчиков будут сокращаться», - отмечает он. Эксперт подчеркивает, что понижение цен на нефть и санкции чреваты переносом проектов на шельфе и «ставят под опасность стройку на российских верфях танкерного флота, обслуживающих судов и платформ».

С сиим согласны источники «Ъ» посреди судостроителей, которые отмечают, что перспектива настоящего пуска «суперверфи» «Звезда» на Далеком Востоке (проект «Роснефти», ОСК и ГПБ) в 2018 году «выглядит очень туманной» с учетом «затянувшегося строительства и несформированного ранца заказов». Есть задачи со строительством шельфовой техники на астраханском «Росшельфе» (бывшая «Каспийская энергия»). К примеру, в 2014 году платформа ЛСП-1, заказанная ЛУКОЙЛом, была выведена в море «далеко не в финальной стадии готовности» и на данный момент достраивается вахтовым способом, молвят источники «Ъ». Есть трудности и со строительством ледоколов ЛК-25 и головного ЛК-60 на Балтзаводе.

В итоге, отмечают источники «Ъ» в отрасли, наикрупнейшие верфи («Севмаш», «Северная верфь», «Адмиралтейские верфи» и др.), обычно направленные на гособоронзаказ, «продолжают уделять ему наибольшее внимание». По их словам, новейших мощностей, способных исполнять гражданские заказы, «пока не создано». «Гражданское направление почаще развивается в рамках не самых больших верфей, таковых как Окская судоверфь», - говорит один из источников. Как подчеркивает иной собеседник «Ъ», «сейчас, при отсутствии компетенций по строительству сложной шельфовой и гражданской техники, разумеется, что заказы на нее продолжат уходить на забугорные, сначала корейские верфи, и настоящих, а не запланированных предпосылок к перелому тенденции пока нет».

Но источники «Ъ» добавляют, что на фоне сокращения расходов на оборону и военный заказ в предстоящем тоже может резко сократиться. По госпрограмме вооружения на 2011−2020 годы на переоснащение ВМФ планируется выделить около 4,7 трлн руб., другими словами четверть от общего размера ее финансирования. Средства должны пойти сначала на разработку и закупку новейших образцов надводных и подводных кораблей (это приоритетная для моряков задачка), также на ремонт и модернизацию кораблей. Но в дело может вмешаться нестабильная финансовая ситуация: в рамках госпрограммы за черту 2017 года уже перенесено наиболее 500 миллиардов руб. и, по словам источника «Ъ» в правительстве, схожая практика будет употребляться в предстоящем. Перспективы последующей госпрограммы для корабелов также не очень отрадны: еще в 2013 году замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов заявлял «Ъ», что флоту «нужны корабли со сроком службы не 30, а 50 лет, способные пройти пять-шесть модернизаций». Другими словами военные будут стремиться уходить от практики закупки огромного количества кораблей. Эта позиция в Минобороны, по данным «Ъ», осталась постоянной.

Егор Попов, Иван Сафронов, Яна Циноева