Розница готовится к мертвому сезону

Российская розница пережила в этом году сходу несколько потрясений. Продовольственное эмбарго, введенное Россией в августе, принудило сети экстренно находить новейших поставщиков, чтоб не встретить предновогодний сезон с полупустыми полками в рыбных, молочных и овощных отделах. К октябрю ритейлеры отрапортовали: основную часть попавшей под запрет продукции они смогли заместить.

Это не сказалось на их оборотах: начавшая разгоняться инфляция плюс активные промокампании и расширение сетей обеспечивали рост продаж выше ожиданий. Все фавориты российского розничного рынка - «Магнит», X5 Retail Group и «Дикси» - даже повысили прогнозы по выручке на этот год.

Но в ноябре торговлю ожидал новейший сюрприз - девальвация рубля.

В 2015 г. оборот российской розницы в первый раз за крайние годы сократится: согласно крайнему прогнозу Минэкономразвития, оборот торговли и платных услуг в России будет на 3,8% меньше, чем в 2014 г. Еще в сентябре чиновники надеялись на слабенький рост (+0,6%).

Единственный из опрошенных «Ведомостями» частей розницы, не очень обеспокоенный скачком денежных курсов, - это продажа продуктов для дома. По примеру магазинов косметики они рассчитывают на «эффект губной помады». «Когда люди не станут выезжать за границу и брать драгоценную электронику, им все равно необходимы будут положительные эмоции», - рассуждает совладелец сети «Уютерра» Александр Селиверстов.

Средняя стоимость единицы продукта в данной нам сети невысока - 200-300 руб., и он рассчитывает на сохранение покупательского трафика в 2015 г. Кризис даже идет сектору на пользу, оптимистичен Селиверстов: крайние 5 лет стабильный рубль не давал торговцам способности увеличивать цены, хотя их расходы стабильно росли как минимум на инфляционные 10% в год. Потому, «чтобы хотя бы повторить итог предшествующего года, мы должны были продавать в штуках на 10% больше и сокращать расходы».

Рост закупочных цен не стращает Селиверстова: «У нас огромные складские запасы, закупленные по старенькому курсу и старенькым ценам. На наиблежайшие полгода мы обеспечены сиим продуктом. На новейший продукт мы снижаем свою маржу на 10-15%. Потому будем увеличивать цены плавненько - в декабре мы подняли их в среднем на 5-15%».

Перспективы остального ритейла наименее оптимистичны.

На больших торговцах продовольствием девальвация сказывается посильнее, чем продовольственное эмбарго, писали аналитики Morgan Stanley в отчете. Более уязвимы гипермаркеты, считают они: судя по опыту 2009 г., стремящиеся сэкономить покупатели стараются ходить в маленькие магазины «у дома». Не считая того, сетям гипермаркетов труднее воплощать в жизнь масштабные планы по расширению из-за ужесточения кредитных критерий и недостатка ликвидности.

Сети магазинов «у дома» - «Пятерочка» (принадлежит X5 Retail Group), «Магнит» - в лучшем положении, считают аналитики Morgan Stanley. У этих компаний, также у «Дикси» сохранятся мощные операционные и денежные результаты и в 2015 г., согласны аналитики UBS. Труднее будет гипермаркетам «О'кей», считают они: эти магазины нацелены на средний класс, их ассортимент сузился из-за продовольственного эмбарго и девальвации, а сначала года компания обязана запустить новейший себе формат дискаунтеров. Представитель «О'кей» Марина Каган отказалась разговаривать с «Ведомостями».

Ежели перспективы продовольственных ритейлеров аналитики еще берутся предсказывать, то, что будет с непродовольственными продуктами, затрудняются огласить даже сами их торговцы. Даже в конце ноября, когда еще не было резкого денежного скачка, «М.видео» уже боялась, что в 2015 г. его выручка может не вырасти. На данный момент ритейлер не делает никаких прогнозов: «Ориентируемся на опыт 2009 г.», - лаконичен его представитель Антон Пантелеев. Слабенькие игроки будут обязаны уходить с рынка, но «М.видео» - наикрупнейший торговец бытовой техники и электроники в России - о их покупке пока не задумывается, добавляет он.

«Сейчас ажиотажный спрос, но никто не соображает, что будет в 2015 г.», - признается сотрудник большого ритейлера бытовой техники и электроники. Кризис будет наиболее твердым, чем в 2009 г., уверен гендиректор и совладелец второго по выручке (по оценке Infoline) ритейлера электроники DNS Дмитрий Алексеев: «Сокращение оборотов наиболее чем реально».

Но, пожалуй, в более сложной ситуации торговцы одежды. Их магазины в отличие от сетей электроники практически не затронул потребительский ажиотаж декабря, а зависимость от импорта и, соответственно, денежных скачков у одежного ритейла высока. У поставщиков продовольствия и электроники случаи остановки поставок опосля резкой девальвации рубля были единичными, а вот в одежном ритейле пострадали фактически все наикрупнейшие игроки. Временно тормознули поставки в магазины Inditex в России (Zara, Oysho, Bershka и др.), BNS Group (сети Mexx, Calvin Klein, Michael Kors, TopShop и др.), «Кира Пластинина стиль» и др.

Самое уязвимое положение у дистрибуторов, поставляющих брендовые продукты, считает управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная. Это «Монэкс трейдинг» (American Eagle Outfitters, Next и проч.), BNS Group, частично «Джамилько» (Versace, Salvatore Ferragamo и др.), перечисляет она. Такие компании работают только на привезенных из других стран поставках и вполне зависят от денежной динамики. «Прогнозировать такие опасности нереально, как нереально и отрешиться от продукта, - рассуждает Ядерная. - Ни одна из этих компаний на данный момент не может переориентироваться на российские бренды в силу специфичности бизнеса. Они заложники ситуации».